Выбор лодки

выбор лодкиКак бы вам ни нравилось отдыхать на природе дикарем в палатке, питаясь едой, приготовленной на костре, как бы вы ни хотели избавиться хоть на время от достижений человеческого гения, но, думаем, вы не отказались бы от маленькой капельки цивилизации в виде водного вида транспорта с мотором. И не важно, что это будет – яхта, катер или моторная лодка – лишь бы с ветром наперегонки, лишь бы вдыхать свежий волнующий воздух свободы, лишь бы, расставив руки в стороны чувствовать себя птицей, расправившей крылья, лишь бы ловить ладошкой брызги, мельчайшим бисером рассыпающиеся вокруг.

С чего же начать? - спросите вы. Если вы решили-таки приобрести водный транспорт,вначале вам нужно либо проконсультироваться со знающими людьми, либо самостоятельно проработать ряд важных вопросов, а именно положительные и отрицательные стороны различных видов водного транспорта, цену, вместимость, скоростные показатели, комфортность, цель покупки. Например, для отдыха с семьей можно купить двухместную лодку с мотором и веслами, для длительных путешествий мы бы посоветовали яхту с каютой и подвесным мотором, а для рыбалки будет незаменима пластиковая или алюминиевая лодка с подвесным мотором, а можно и с веслами. В любом случае это будут так называемые маломерки длиной до 20 метров, однако новичкам мы бы советовали брать лодку не больше 5-6 метров - научитесь разбираться в навигации, швартоваться и вообще, выясните, что конкретно вас интересует величина или скорость. Наиболее популярными являются: надувная лодка, моторная лодка, катер, яхта. Каждому из этих типов мы уделим внимание отдельно.

Надувную лодку приобретают чаще всего любители тихой спокойной рыбалки где-нибудь в небольшом озерке, пруде или речке. Здесь главное ознакомиться с материалом, из которого она изготовлена, а соответственно с максимальной грузоподъемностью.

Выделяют два вида лодочных материалов: хипалон – искусственная резиноподобная ткань, которая выдерживает высокие температуры, а также масла, песок, ультрафиолетовое излучение, однако обладает низкой прочностью, поэтому ее лучше использовать в качестве покрытия основного материала из полиэстера или нейлона; поливинилхлорид – синтетический полимер, прочный и стойкий к истиранию, легкий, хорошо вулканизируется на швах, большой ассортимент цветов, но крайне трудоемкий в плане ремонта и легко подвергается влиянию химических и бензиносодержащих веществ, высоких температурных показателей и воздействию ультрафиолетового излучения. Немаловажное значение имеет способ изготовления швов: склеивание встык (очень прочные, но повышают стоимость лодки), внахлест (склонны пропускать воздух), вулканизация, сварка ультразвуком (растворяют материал, делая стыки единым целым, шов прочный, но применить за пределами мастерской невозможно).

Обязательно обратите внимание на надежность и гарантию изготовителя. Достоинства надувных лодок: легкие, следовательно, экономия топлива, нет проблем со сборкой, хранением и транспортировкой. Недостатком является мягкий пол, следовательно, о каких-то серьезных перевозках не может быть и речи, невозможность установки мощного подвесного двигателя, а также хранение требует большей тщательности в том плане, что ткань лодки можно повредить и не забывайте про всеядных мышей. К надувным лодкам относятся шлюпка – дешевые лодочки для плавания на короткие расстояния на одного-двух человек; спортивные лодки – небольшие лодки с жестким транцем для долгих путешествий, отдельное внимание следует уделить лодкам с жестким накладным днищем – это особый вид надувных лодок, характеризующийся жесткостью (дерево или стеклопластик) и непотопляемостью, их невозможно свернуть, как ранее рассмотренные, и нужно хранить в специальных ангарах, а перевозить на прицепе, но они обладают большой скоростью и мореходностью.

К слову сказать, для неосведомленных, транец – это практически самый важный элемент надувной, да и моторной лодки, используется для установки мотора. Короче, доска или водостойкая фанера высотой 385 мм, образующая корму, вклеивается под углом к вертикали 5-7 градусов, что позволяет регулировать наклон двигателя.

Моторная лодка – самый популярный водный транспорт на Дону, просто незаменимый для рыбалки, катания на лыжах, отдыха, охоты. Представляет собой ту же маломерку с подвесным лодочным мотором, но из стеклопластика, как раз наличие подвесного мотора является решающим моментом в разделении на моторные лодки и катера. Даже при самом маломощном, но стационарном двигателе лодка превращается, как по мановению волшебной палочки, в моторный катер. Именно моторная лодка может стать наиболее оптимальным вариантом для «чайников». Достоинства: низкая стоимость по сравнению с катерами и яхтами, простота управления, малая масса, возможность остановки у неподготовленного берега, подвесной мотор можно снимать и хранить отдельно, а также выбирать и заменять без особых проблем, среди недостатков же можно отметить низкую грузоподъемность, подвесной лодочный мотор менее экономичен по сравнению со стационарным.

Немаловажное значение имеют вид корпуса и материал, из которого он изготовлен. Большинство лодок делают в глиссирующем корпусе, тогда они способны к большим скоростям до 100 км/ч и топлива расходуют значительно меньше, однако такие лодки ночью двигаться не способны и, как правило, ночуют у берега, зато лодкам с водоизмещающим корпусом не нужна скорость, 40 км/ч. им вполне достаточно, чтобы комфортно путешествовать, причем круглосуточно, на очень дальние расстояния.

Материал может быть алюминиевый, пластиковый или состоять из обоих компонентов – например, снаружи алюминий, внутри пластик. Как правило, алюминиевые корпуса из-за прочности выбирают рыбаки и охотники, но грохот при рассекании волн и отсутствие теплоизоляции не приводят в восторг, пластиковые нравятся любителям отдыха, здесь привлекают внешний вид, отсутствие острых углов и больший комфорт, однако такой материал не устойчив к трению и плохо хранится зимой.

Комбинированный же корпус идеально сочетает в себе преимущества каждого из перечисленных, но и стоимость его в разы больше. А в принципе, если материалы качественные, то их вид не имеет значения, и лодка может быть на плаву не один десяток лет.

Причем, все наши российские производители специализируются на определенном материале:

Silver – двухкомпонентный, UMS, КС, Казанка – алюминиевый, а Нептун, Посейдон, Одиссей и большинство импортных лодок – пластиковый.

Катер – та же в общем моторная лодка, но уже длиной 5-10 метров и со встроенным стационарным двигателем. Ассортимент катеров настолько разнообразный, что прежде, чем сделать выбор при покупке, вам нужно серьезно обдумать, зачем вы его приобретаете. Различают катера по материалу изготовления алюминиевые и пластиковые, по назначению для рыбалки, каютные, прогулочные, круизные, по виду заправочного топлива бензиновые и дизельные.

Каютные катера, прежде всего, отличаются от остальных, как сами понимаете, наличием кают шумо- и теплоизоляцией, где имеются все удобства для проживания в комфорте, со средней скоростью около 75 км/ч. Чаще всего используются для семейного отдыха на воде в течение продолжительного времени.

Прогулочные катера предназначены для рыбалки, охоты, экскурсий, отдыха и туризма. В длину не превышают 7,5 метров, обычно открытые либо полузакрытые, когда в носовом отсеке имеется спальное место, универсальное водное средство с большим разнообразием конструкций.

Круизные катера - уже достаточно крупные по своим размерам, длиной от 8 до 20 метров, вполне могут составить конкуренцию яхтам. Для длительного многодневного отдыха имеют все необходимое, включая самое скромное две изолированные каюты с, само собой, отдельными санузлом и душем, обеденным пространством и камбузом.

Яхта – мало чем отличается от круизного катера, скорее, больше для имиджа и понтов. Длина 10-20 метров, с повышенной комфортностью и автономностью. Различают парусные и парусно-моторные, соответственно оборудованы специальными механическими установками и имеют парусное вооружение.

При покупке водного средства передвижения желательно сразу позаботиться и о способе его транспортировки, будет чудесно, если вы сразу купите и специальный прицеп автомобильный.

И опять это не все! А про мотор забыли? Мы – нет! Это же чуть ли не самый важный вопрос. И тут нужно определиться по направлениям:

  • стационарный мотор или подвесной – на катерах длиной до 5 метров используется подвесной, стационарный и ставить некуда, да и подвесной, если нужен ремонт, снял и отвез и целую лодку тащить никуда не надо, зато у стационарного – центр тяжести более низкий, а значит и катер более устойчивый;
  • двух- или четырехтактный – двухтактный и стоит меньше, и весом легче, и скорость быстрее набирает, однако топлива расходует в разы больше, а выхлопные газы не каждого приведут в восторг, да и шумный больно, четырехтактный наоборот, и топлива расходует меньше, и работает стабильно на малых оборотах, и потише будет, только и стоимость у него будет соответствующая;
  • один или два двигателя – одномоторная установка обладает более высокой скоростью, меньшим расходом горючего, и в любом случае один мотор весит меньше, чем два, да и дешевле по-любому, двухмоторная установка значительно надежнее, моторы по-отдельности весят мало и купить их можно по-очереди в рассрочку, а если плыть недалеко, вообще можно пользоваться только одним и экономить таким образом на горючем, а можно использовать моторы неравной мощности. В любом случае здесь решается вопрос надежности и безопасности;
  • мощность мотора – не должна быть больше указанной в паспорте лодки, если вы собираетесь рыбалить, 2-3 л.с. вам будет достаточно, а если кататься на водных лыжах, то желательно не менее 30 л.с., только помните, что при увеличении мощности, падает экономичность двигателя.

Так или иначе, о покупке водного вида транспорта лучше задуматься в период с октября по февраль, потом или не укупите, или не будет в ассортименте того, чего вам хотелось бы приобрести.

Ну что ж, теперь вы обладаете первоначальными знаниями в области водного транспорта, желаем удачи при покупке и хорошего вам отдыха. Ах, да! Семь футов под килем!